Великий Пост

Петр Сахаров

Что петь и чего не петь Великим постом?

(На заметку регентам и канторам русскоязычных католических приходов)

Я составил небольшой перечень рекомендаций и предостережений, которые призваны помочь в выборе репертуара Великого поста и избежать возможных ошибок или сомнительных решений, а также «камней преткновения». На территории России в выборе русскоязычных песнопений проприя мессы мы пока ограничены Сборником литургических песнопений «Воспойте Господу» (далее – ВГ), известного в просторечии как «Красный сборник». Не знаю, есть ли уже какие-то новые официально одобренные сборники в других епархиях, в нашей архиепархии точно нет. Если строго формально следовать нормам права (а лучше им всё-таки следовать), мы не должны петь на мессах никаких иных песнопений проприя на русском языке, кроме тех, которые предлагает нам ВГ. Не секрет, что этот сборник имеет целый ряд недостатков; есть в нем и просто явные ошибки (как, например, добавленное в таблице рекомендуемых песнопений «6-е воскресенье Великого Поста» – помимо Вербного) или же некоторые очень спорные рекомендации. Лично мне как одному из редакторов ВГ очень стыдно за то, что при редактировании этой таблицы на самом последнем этапе работы над сборником я проявил недостаточное внимание и излишнюю поспешность. Вот сейчас пытаюсь это восполнить. И, тем не менее, ВГ всё же дает довольно широкое поле для выбора. Но важно уметь правильно ориентироваться в этом поле. Не будем забывать также, что в тех приходах, где есть достаточно хорошо подготовленные хоры или группы певчих, нет никаких формальных препятствий тому, чтобы иногда добавлять к песнопениям, которые поет всё литургическое собрание, еще что-нибудь из церковного наследия, например, по-латыни – будь то григорианские песнопения или мотеты, созданные композиторами на литургические тексты, – или же песнопения из православного репертуара на церковнославянском языке. Но и в их выборе важно руководствоваться правильными ориентирами. Я изложил их по пунктам. Особое внимание прошу обратить на пункты 1, 2 и 5.

1. Страсти Христовы не должны быть главной темой Великого поста (подробнее об этом см. в примечании в самом низу этого сообщения). Период Святой Четыредесятницы только готовит нас к воспоминанию спасительных Страстей. Основным днем их воспоминания будет Страстная пятница, которая должна сохранять свое уникальное значение в круге литургического года. Вместе с тем, существует благочестивая традиция в период всего Великого поста уделять больше внимания молитвенным размышлениям о Страстях Христовых. Однако более подобающим местом для этого являются специальные паралитургические обряды (напр., Крестный путь, Gorzkie żale и т.п.), а не мессы. Поэтому повторю то, что написано в ВГ в пояснениях к таблице:

«Песнопения, представленные в разделе “Песнопения о Страстях Христовых” могут использоваться на богослужениях Страстной Недели, а также в предшествующие недели Великого Поста (особенно по пятницам) во время богослужений и паралитургических обрядов, посвященных воспоминанию Страстей Христовых. Однако не следует петь их на любых великопостных богослужениях, тем более, на мессах по воскресеньям (за исключением Вербного)». (Исключение составляют также мессы первых трех будних дней Страстной недели, что в таблице КС должным образом отражено).

Особенно важно, чтобы те песнопения, которые исключительным образом принадлежат частному последованию Страстной пятницы (№№ 127 и далее), не пелись в другие дни на богослужениях, посвященных Страстям Христовых (а вот песнопения из вышеупомянутого раздела, наоборот, можно будет использовать в Страстную пятницу, особенно в тех приходах, где обряд Поклонения кресту растягивается на долгое время).

Главная тема Великого поста – покаяние, обращение. Есть, правда, и еще один особый аспект этой темы – это таинство Крещения, подготовка к нему катехуменов и связанные с этим обряды ступеней катехумената (там, где это актуально). К сожалению, в ВГ крещальная тематика Великого поста вообще не нашла никакого отражения. Но остается тема обращения и покаяния, для которой ВГ дает довольно широкий выбор песнопений в специальном разделе «Покаянные великопостные песнопения» (№№ 89-103). Именно из их числа лучше всего брать песнопения на вход и на приношение даров как в воскресенья Великого поста (кроме Вербного), так и в будни. Напомню, что для Пепельной среды ВГ предлагает два собственных песнопения (№№ 87-88).

NB для священников и особенно приходских настоятелей! Поскольку любое воскресенье, включая и великопостные, является «малой пасхой», воспоминанием Воскресения Христова, крайне нежелательно проводить паралитургические обряды, посвященные Страстям Христовым, в воскресные дни. В будние дни Великого поста – и, уж тем более, в воскресные, если почему-то нет другой возможности, – лучше проводить такие паралитургические обряды ДО мессы, а не ПОСЛЕ нее (отчасти по причине, изложенной ниже, в п. 2); в худшем случае – если почему-то единственной возможностью остается проведение таких обрядов после мессы – следует проводить их именно как отдельное богослужение, только после отпуста мессы, не присоединяя его к мессе непосредственно, а после небольшого, хотя бы минутного, перерыва.

2. Причастие и завершение мессы не следует сопровождать песнопениями покаянной тематики и, уж тем более, о Страстях Христовых. Дело том, что любое полное евхаристическое богослужение – это празднование. Даже в дни Великого поста, включая будни. Есть только два дня в году, когда такое празднование невозможно: это Страстная пятница и Святая суббота (до наступления Пасхи). Именно поэтому в эти дни не совершается месса, нет евхаристического празднования, а Причащение в Страстную пятницу преждеосвященными Дарами – это только возможность подкрепить духовные силы, но никак не празднование. А вот в Пепельную среду, хоть она и день строгого поста, месса – это всё равно празднование. На любой мессе совершается воспоминание искупительного подвига Иисуса Христа – Его Страстей, крестной смерти и Воскресения. Но в Причастии на мессе мы приобщаемся именно Воскресшему Господу, мы участвуем в Его Воскресении, в любой день, даже в Пепельную среду. Именно поэтому Причащение и завершение мессы ни в один день года не могут иметь скорбный характер. Любая скорбь – в том числе и скорбь о наших собственных грехах – в это время неуместна, она должна уступить место радости и благодарению. А потому и неуместны на Причащение и, уж особенно, после него и на окончание мессы покаянные песнопения и песнопения о Страстях Христовых.

2 а. На Причастие Великим постом следует петь то же, что рекомендуется петь в Рядовое время года. (Впрочем, по этой части таблица ВГ дает совершенно правильные рекомендации).

2 б. На окончание мессы в период Великого поста лучше всего петь богородичный антифон «Ave Regina caelorum» (№ 241), традиционно предписываемый на это время. (В таблице ВГ про него ошибочно написано «до 4-го воскресенья Вел. поста», хотя на 5-е воскресенье он же и рекомендуется). Можно заменить и на «Salve Regina», или «Ave Maria», или какое-то иное богородичное песнопение. Или (особенно в воскресные дни) это может быть песнопение из тех, что поются на окончание мессы в Рядовое время, выражающие идеи хвалы и благодарения Богу, или взаимной любви и мира, или нашей миссии в мiре. Иными, кроме богородичного антифона, рекомендациями на этот счет таблицы в ВГ я советую пренебречь; впрочем, «Уповаю я на Господа» (№ 100) без последнего куплета вполне годится.

NB для священников и особенно приходских настоятелей! Именно по изложенной причине проведение паралитургических обрядов, посвященных Страстям Христовым, ПОСЛЕ мессы, а не ДО нее, представляется весьма нежелательным; и – уж тем более – непосредственное их присоединение к мессе до ее отпуста.

3. Не следует забывать, что в воскресные дни Великого поста не поется Великое славословие («Gloria», «Слава в вышних Богу»). Однако не следует забывать и о тех случаях, когда, несмотря на Великий пост, оно всё-таки поется или произносится: это торжества св. Иосифа и Благовещения; кроме того, т.н. частные торжества (день святого покровителя города или региона, годовщина освящения храма, престольный праздник и т.п.) там, где это актуально; наконец, Месса освящения елеев, совершаемая правящим епископом утром Великого четверга или в один из предшествующих дней.

4. Не следует забывать также, что в римском обряде в течение всего Великого поста не поется и не произносится «аллилуйя». Важно не упускать этого из внимания при выборе песнопений из числа тех, которые не предписаны непосредственно на время Великого поста (например, на Причащение и на окончание Мессы).

4 а. В некоторых местах существует очень рискованная практика не отказываться на время Великого поста от некоторых песнопений, содержащих слово «аллилуйя», но заменять его каким-то словосочетанием, сходным и по смыслу, и ритмически (например, «Богу слава»). Я не рекомендую это делать – особенно, если это хорошо знакомое песнопение, которое поется всей общиной: даже если все держат в руках листочки с измененным текстом, обязательно кто-нибудь да собьется на «аллилуйю».

5. Празднования в ранге торжества, приходящиеся на время Великого поста, имеют собственное самостоятельное значение. На эти дни Великий пост как бы прерывается (единственно, что остается в эти дни от Великого поста – не произносится и не поется «аллилуйя»). В песнопениях не должна фигурировать никакая великопостная тематика. Исполняются  песнопения, относящиеся собственно к этому празднованию.

5 а. ВНИМАНИЕ! В таблице ВГ на торжество св. Иосифа имеется грубая ошибка: песнопение «За всех святых» (№ 280), рекомендуемое там на завершение мессы, не годится, поскольку содержит «аллилуйю». Вместо него вполне можно взять любое песнопение, уместное для окончания мессы, как это обозначено выше в п. 2 б.

6. К числу распространенных великопостных неожиданностей для певчих относятся те случаи, когда на воскресной великопостной мессе священник, по окончании «Kyrie», в силу выработавшегося у него автоматизма дает запев «Слава в вышних Богу»; или же когда на великопостной мессе псаломщик или чтец так же «на автомате» запевает «Аллилуйя». Что делать в таких случаях? В первом случае – молчать, как партизаны на допросе. Постараться всеми возможными средствами мимики и жеста (используя, однако, только пристойные знаки) показать священнику, что он ошибся. Во втором случае – твердо гнуть свою линию и в ответ на аллилуйю петь «Слава Тебе, Слово Божие».

7. Весьма похвально, если в приходе песнопения ординария мессы варьируются в зависимости от характера и ранга празднования. Более торжественные и радостные мелодии – для праздников, более строгие и скромные – для  будней. Для Адвента и Великого поста следует выбрать те варианты песнопений ординария, которые не будут звучать в остальное время года; а среди них выбрать вариант (или варианты) для будней и вариант для воскресений. Среди предложенных в ВГ очень хорошо для Великого поста подходит «Месса пУстыни» Андре Гуза. Неплохо и какие-то григорианские мессы в этот период попеть.

__________________

Пояснение к пункту 1.

Процитирую несколько абзацев из моей книги «Пасха Страстей и Воскресения в христианском богослужении Востока и Запада (М.: Издательство Францисканцев, 2018, с. 14, 16-18):

…Основные темы, на которых Церковь особо заостряет внимание Великим постом, – это, прежде всего, покаяние и обращение. Кроме того – те таинства, которыми эти действия знаменуются: Крещение и Покаяние. И наконец, те средства, которые этому служат и сопутствуют: милосердие, молитва и аскеза (в частности, пощение).

Но при этом Великий пост готовит верующих к литургическому воспоминанию искупительного подвига Христа. В полную силу это воспоминание будет иметь место в последние дни Страстной седмицы и в праздник Светлого Христова Воскресения. Воспоминанию собственно страстей Христовых посвящается (по крайней мере, в последние полтора тысячелетия) Страстная пятница.

Тем не менее, в эпоху Зрелого и особенно Позднего Средневековья в западном благочестии наметилось стремление распространять воспоминание страстей Христовых фактически на всё время Великого поста. В результате у католиков римского обряда весь Великий пост приобрел тенденцию к тому, что стать как бы одной большой Страстной пятницей. […]

…На уровне народного благочестия страстнáя тематика сделалась доминирующей на всем протяжении Поста, практически вытеснив все другие темы, заслуживающие внимания в этот период.

Законным будет вопрос: а что же, христианам нельзя вспоминать о спасительных страстях в другие дни года, кроме Страстной пятницы? Конечно, можно и нужно. В каждом совершении Евхаристии мы «смерть Господню возвещаем». Кроме того, по древней традиции Церкви все пятницы года (за исключением некоторых периодов) посвящаются воспоминанию страстей, а потому являются днями постными. Проблема не в том, чтобы не вспоминать страстей Христовых, а в том, чтобы Страстная седмица – и особенно Страстная пятница – не потеряла своего уникального значения в круге литургического года. А к сожалению, именно к этому наметилась со временем тенденция на Западе, отчасти проникнув и на Восток. Обозначилась и другая проблема: в западном благочестии размышления о страстях вытесняли на задний план, а то и полностью, воскресение Христово. Поэтому неудивительно, что предпринятая Католической Церковью в XX в. литургическая реформа попыталась эти диспропорции преодолеть, и, поскольку народному благочестию по определению свойственен стойкий консерватизм, преодолевать их оказалось не так уж легко. Не случайно эта проблема основательно рассматривается в таком серьезном официальном документе, как выпущенное римской Конгрегацией богослужения и дисциплины таинств 9 апреля 2002 г. «Руководство по народному благочестию и богослужению». Там прямым текстом констатируется, что «в сфере народного благочестия мистический смысл Четыредесятницы не находит легкого постижения, и им не охватываются какие-либо из основных его значений и тем, таких как взаимосвязь между “тайной сорока дней” и таинствами христианского посвящения, равно как и тайна “исхода”, присутствующая на протяжении всего сорокадневного великопостного странствия. В соответствии с неизменной чертой народного благочестия, имеющего тенденцию сосредоточиваться на тайнах человечества Христа, в период Четыредесятницы верующие концентрируют свое внимание на страстях и смерти Господа» (n. 124).

И далее говорится, что хотя днем литургического воспоминания страстей Христовых и поклонения св. Кресту является по преимуществу Страстная пятница, «народное благочестие любит предвосхищать культовое почитание Креста. В действительности на протяжении всего времени Четыредесятницы по пятницам, которая по древнейшей христианской традиции есть день воспоминания страстей Христовых, верующие охотно устремляют свое благочестие к тайне Креста. Созерцая распятого Спасителя, они легче постигают тайну безмерных и несправедливых мучений Иисуса, Святого и Невинного, пострадавшего ради спасения человека, и лучше понимают цену Его любви к каждому человеку и действенности Его искупительной жертвы» (n. 127).

Правда, в этом документе никак не указывается на совершенную недопустимость (и абсурдность!) проведения паралитургических обрядов, посвященных Страстям, по воскресным дням, что, к сожалению, по-прежнему имеет широкое распространение католических приходах некоторых стран Восточной Европы.

Задать вопрос автору

Подпишитесь на обновления и новости:

«Нам важно сознавать свою принадлежность к Вселенской Церкви»

Беседа с Петром Сахаровым

Все права на тексты и фотоматериалы принадлежат их авторам

Добавить комментарий