Пасхальное время

Петр Сахаров

Некоторые рекомендации по поводу песнопений последних 11¼ дней Пасхального времени.

(На заметку регентам и канторам русскоязычных католических приходов)

В середине 6-й недели Пасхального времени мы вступаем в его завершающий этап – выходим, так сказать, на его финишную прямую, которая начинается с торжества Вознесения Господня (а точнее, с его навечерия) и заканчивается торжеством Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа). В отношении самих этих торжеств, как и в отношении 7-го воскресенья Пасхи, таблица рекомендуемых песнопений в сборнике «Воспойте Господа» дает вполне конкретные рекомендации, с которыми я в основном согласен (с незначительными оговорками, о которых немного напишу ниже). Но эта таблица оставляет без внимания будни этого периода, и в будни кантор вынужден действовать по собственному почину. К сожалению, именно в дни между Вознесением и Пятидесятницей мне доводилось в наших московских приходах слышать песнопения, которые не лучшим образом соответствовали данному периоду.

Дело в том, что это были пасхальные песнопения – те же самые, которые звучали в течение всего предшествующего Пасхального времени, начиная со дня Пасхи. Однако с торжества Вознесения начинается другой этап этого литургического времени, который соответствует уже и другому этапу евангельской истории. Если до этого дня мы вспоминали обнаружение мироносицами и апостолами отверстого гроба, весть о Воскресении, а также явления Воскресшего и Его беседы с учениками, то теперь вспоминаем Его вознесение от земли на небеса и ожидание апостолами обетованного Им Святого Духа. По сути все дни после торжества Вознесения вплоть до субботы накануне Пятидесятницы (за исключением вечера этой субботы, который будет уже навечерием Пятидесятницы) являются попразднством Вознесения.

Большинство пасхальных песнопений, которые предлагает сборник «Воспойте Господу», посвящено событиям, предшествовавшим Вознесению Христа, но мы теперь размышляем уже не о них. Итак, если в сам день торжества Вознесения Господня вполне можно воспользоваться рекомендациями из таблицы (и они с равным успехом годятся и для мессы навечерия Вознесения), то что петь в последующие дни попразднства? Раздел «Вознесение Господне» в сборнике содержит всего три песнопения (№№157-159). Одно из них – «Здравствуй, славный праздник» (№158) – годится, на мой взгляд, только в навечерие Вознесения и в сам день торжества (с него лучше начинать мессу), а в последующие дни уже не вполне уместно. Но два других песнопения подходят для любого из последующих дней (в т.ч. и воскресенья), и любое из них можно использовать в качестве любого из изменяемых песнопений мессы, но лучше – на вход и на офферторий.

В принципе, если бы в распоряжении у нас были пасхальные песнопения, которые размышляют о тайне Воскресения Господа как таковой, а не о конкретных евангельских событиях между Пасхой и Вознесением (т.е. если в них нет «приходят с ароматами помазать тело Господа», «воскрес сегодня» и прочей сюжетной конкретики), то их вполне можно было бы петь и в этот период. Но в сборнике «Воспойте Господа» в разделе «Пасхальное время» есть только одно такое песнопение («О Христе, Владыка», № 150). Между прочим, рекомендуемое в таблице для 7-го воскресенья Пасхи песнопение «Прославляйте, христиане, воскресение Христа» (№ 151) я бы как раз не рекомендовал петь в этот день – именно ввиду того, что «Он воскрес, Он снова с нами». Лучше спеть одно из двух песнопений Вознесения Господня (или даже оба в разных частях мессы), которые, как я уже говорил выше, годятся для любого из дней его попразднства.

О 7-м воскресенье Пасхи следует сказать еще несколько слов. В этот день на мессе читается Первосвященническая молитва Иисуса (Ин 17) – в разные годы 3-летнего цикла разные ее фрагменты. Помимо предлагаемого в таблице песнопения «Христос – основа Церкви» (№ 208), которое действительно очень хорошо соотносится по содержанию с этой молитвой Христа, я советовал бы петь на мессе (на офферторий или на Причащение) прекрасное песнопение Юрия Пастернака «Да будут все едино» из сборника «Маранафа» (мне доводилось его слышать и в одном из наших приходов как раз в этот день). Хотя названного песнопения нет в нашем официальном сборнике, его использование не нарушит ни одной нормы церковного права – ведь его текст полностью взят из Евангелия, а стало быть, не нуждается в дополнительном утверждении со стороны церковных властей. Это же песнопение (как и № 208) уместно было бы петь и на мессах со вторника по четверг 7-й недели Пасхи, когда тоже читается последовательно по частям Первосвященническая молитва Иисуса. И, наконец, о песнопениях на окончание мессы в этот период.

Я советовал бы во все дни от навечерия Вознесения до дня Пятидесятницы включительно завершать мессу пасхальным Богородичным антифоном «Regina caeli» (№ 138) или его парафразом «Царица неба и земли» (№ 261). В принципе ограничиваться на завершение мессы Богородичным антифоном, не добавляя к нему ничего другого и не заменяя его ничем другим, – хорошая благочестивая традиция. Антифон «Regina caeli» мы поем всего-то 50 дней в году. Потом мы его не услышим в храме почти целый год. Давайте последние 11 дней насладимся этим прекрасным песнопением. И лучше, на мой взгляд, его традиционным напевом (который считается григорианским, но по происхождению фольклорный) с латинским текстом. И уж в день Пятидесятницы, который будет последним днем Пасхального времени, именно им лучше всего завершить мессу.

Задать вопрос автору

Подпишитесь на обновления и новости:

«Нам важно сознавать свою принадлежность к Вселенской Церкви»

Беседа с Петром Сахаровым

Все права на тексты и фотоматериалы принадлежат их авторам

Добавить комментарий