01-03 июля 2022 Паломничество в Великий Новгород.

Фоторепортаж Ольги Хруль

День Первый. Ганза была одним из наиболее успешных торговых союзов в истории, куда и входил “Господин Великий Новгород”. На пике своего могущества в нее входили почти две сотни городов северной Европы. “Они контролировали примерно 15% английского импорта и экспорта”, – говорит Йенс Толструп, экономист и исследователь истории Ганзейского союза.

Репутация партнеров была столь крепка, что породила версию о происхождении названия английской валюты – стерлинга – от слова “Easterling”, обозначавшего ганзейских купцов с востока. Теория эта в последние годы была оспорена, но в надежности немецких купцов не приходится сомневаться, утверждает Толструп. “То, что люди доверяли валюте, было признаком честности торговцев.

Поэтому, когда купцы здесь, в Англии, хотели получать зарплату в “восточных” фунтах, было ощущение, что это надежное вложение”. Лондонская контора Ганзы называлась “Стальной двор”, возможно, из-за стальных печатей, которыми подтверждалось происхождение разных сортов тканей. В начале XII века немецкие купцы основали в Новгороде Готский двор с церковью св. Олафа.

Позже в городе открылся Немецкий двор – видимо, по договору, подписанному в 1191-92 годах. Спустя еще семьдесят лет торговый договор с Любеком был заключен Александром Невским. Историки полагают, что одним из первых торговые связи Новгорода с городами Ганзы закрепил так называемый “Нибуров мир”.

Он появился в результате торговой войны 1385—1391 годов и был подписан в 1391 году в Изборске. Новгород утвердил его сроком на 12 лет, впоследствии действие договора регулярно продлевалось, и фактически договор действовал до конца XV века. К середине XVI века ганзейские города Нарва и Дерпт (сейчас – Тарту) получили разрешение Ивана IV на право беспошлинной торговли с Псковом, а торговцы из Любека — жалованную грамоту, согласно которой для ганзейских купцов вполовину были снижены торговые пошлины, а также выделялись во владение два двора: один в Новгороде и один — в Пскове.

О масштабах торговли Ганзы с Московией можно судить по договору 1487 года – в нем упоминаются 73 ганзейских города. Русь экспортировала воск, лес и продукты лесного хозяйства – смолу и деготь, соль, рыбу, лен и даже дверные замки. Одной из главных статей экспорта были кожи и меха. Огромные партии беличьих шкурок экспортировались из Новгорода – спрос на меха для отделки плащей и платьев не ослабевал. “У Висбю были прочные связи с Новгородом, и город процветал, – объясняет Крутхоф. – Но затем немцы поселились и здесь, и там, и постепенно прибрали к рукам торговлю”.

02.06.2022 День второй.

Великий Новгород. Приход свв. апп. Петра и Павла Храм на Большой Санкт-Петербуржской.

Первые католики появились в Новгороде уже в XII в. Это были, в первую очередь, купцы с острова Готланд, имевшие при своем гостином дворе храм, освященный во имя св. Олафа, и немецкие купцы, собиравшиеся на молитву в церкви св. Петра. Наличие католических храмов свидетельствует о том, что приезжавшие в город католики пользовались свободой богослужения и покровительством города. В храме св. Петра всегда был католический священник, а когда он и западные купцы выезжали из города, на ключи от церкви налагались печати и один из них передавался на хранение архиепископу Новгородскому, а другой – наместнику Юрьева монастыря.

В летописях говорится, что в 1130 – 1156 гг. православные новгородцы обращались к католическим священникам для совершения церковных треб. Новгородские архиепископы всегда старались быть гарантами безопасности для немецкого населения города. Особо покровительствовали католикам новгородские архиепископы Евфимий I и его преемник Евфимий II (сер. XV в.). Немецкие мастера приезжали в город для строительства и ремонта церквей, привозили с собой колокола и церковную утварь.

К концу XV вв. ганзейская торговля пришла в упадок, а после реформы 1517 г. католические общины упраздняются. В Новгороде вновь появились католики лишь после присоединения к России восточных земель Польши (1772 – 1795 гг.). Католическая часовня была заново устроена в Новгороде в 1838 г. для католиков-военных, поселившихся в губернии. Со временем количество верующих увеличелось за счет гражданских лиц католического вероисповедания, и в 1874 г. был приобретен земельный участок, на котором прихожане выстроили новую деревянную часовню.

К сожалению, вскоре она сгорела. Об этом упоминала газета “Волховский листок” (29. 06. 1903 г.), отмечая мужество католического священника о. Феликса Пиотровского: “Во время пожара в 1890 г. он с явной опасностью для жизни бросился в пылающий деревянный костел за Святыми Дарами, откуда среди огня благополучно их вынес. Этот факт вызвал огромный поток пожертвований на постройку новой церкви. И вот, благодаря этим средствам и неустанному труду местного пастыря, новгородские католики имеют великолепный каменный храм, служащий украшением Новгорода.”

А о самом настоятеле прихода, о. Феликсе Пиотровском, газета писала: “Вот уже почти четверть века всеми уважаемый священник – Феликс Пиотровский отдает все свои личные сбережения на построение храма. Также всем хорошо известна его благотворительная деятельность в пользу неимущих. Отец никогда и никому не отказывает в минуту нужды не только словом, но и делом, за что пользуется всеобщей любовью и уважением. На протяжении своей долголетней службы, в общении с православным духовенством, среди которых польский батюшка имел много друзей, он всегда поддерживал братские отношения с пастырями Церкви”.

Строительство храма было закончено к 1893 г., а 8 сентября того же года храм был освящен епископом Франциском Сымоном. К началу ХХ в. новгородский приход насчитывал 3500 человек. При нем существовали: благотворительное общество, учрежденное в 1904 г., и детский приют, открытый в 1907 г. Католические священники преподавали религию в реальном училище, мужской гимназии Императора Александра I, Николаевской женской гимназии. К храму были приписаны часовни: на католическом кладбище, в Боровичах и Николаеве; а также храмы: в Чудово (Остробрамской Божией Матери) и Старой Руссе (Пресвятой Троицы), преобразованные позднее в самостоятельные приходы. Храм был закрыт 5 марта 1933 г., священники были репрессированы, а имущество храма было распределено между государственными учреждениями и частично распродано на аукционе жителям Новгорода.

Несмотря на то, что в годы войны город сильно пострадал, здание храма сохранилось и впоследствии было перестроено под детский кинотеатр. Здание храма изначально было выполнено в псевдобарочном стиле; узкий, выступающий вперед фасад был фланкирован прежде двумя высокими башнями с фигурными шпилями, от которых сохранился лишь первый ярус. Приход возобновил свою деятельность в мае 1993 г. Настоятелем его стал о. Мирослав Даниельский. Поначалу верующие молились в небольшом помещении на третьем этаже кинотеатра, согласившись на поэтапное возвращение храма.

Позднее общине было передано все здание. В настоящее время ведется его восстановление. В конце лета 1998 г. были проведены необходимые работы по укреплению фундаментов и стен здания, окнам возвращена первоначальная форма, со стороны алтаря было восстановлена ограда, а с площади перед фасадом удалось, наконец, убрать коммерческие палатки. В дальнейших планах – восстановление башен, но эта задача требует слишком больших затрат.

13 ноября 1998 г. прихожане отмечали 105-ю годовщину со дня освящения храма. Торжественное богослужение совершили архиепископы Тадеуш Кондрусевич и Юзеф Жичиньский из Люблина. В этот день архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил в приходе новый орган. С тех пор его игра украшает богослужения, а, кроме того, стали регулярными концерты органной музыки, которые проводятся по первым субботам каждого месяца.

Произведения Баха, Генделя и других композиторов исполняет потомственный органист, солист филармонии Ришард Сварцевич. Приход, начало которому положило несколько десятков человек, постоянно растет – в настоящее время список прихожан насчитывает более 250 фамилий. Община живет насыщенной духовной жизнью – существуют группа катехизации, кружок министрантов, несколько кружков живого розария, кроме того, каждую субботу читается Фатимский розарий о России. О. Мирославу Корсаку помогают в его служении сестры из конгрегации францисканок Семьи Марии, одна из которых также опекает больных.

Василий Максимов. Архивные документы


Судьбы пастырей В истории взаимоотношений России и Польши много страниц, отмеченных напряжением, враждою и даже вооруженными конфликтами. Венский Конгресс в 1815 году фактически осуществил четвертый раздел Польши. На землях, отошедших к России, было создано конституционное Королевство Польское, объединенное с Российской империей. Власть самодержавия вызывала у поляков чувство протеста и способствовала укреплению их национально-освободительного духа. Постепенно зарождалось и крепло движение за освобождение Польши, сочетавшее в себе патриотические лозунги борьбы за государственную независимость с лозунгами социального характера. Наиболее крупным протестом стало восстание 1830-1831 гг., подавленное правительственными войсками.

Следующее выступление вспыхнуло в январе 1863 года и проходило в дальнейшем в виде партизанской войны вплоть до февраля 1864 г. Оно охватило не только Польшу, но и некоторые губернии Литвы и Белоруссии. После длительных и кровопролитных сражений регулярные войска подавили восстание. Его руководители были преданы военно-полевому суду и казнены.

Тысячи поляков подверглись высылке за пределы Польши. На 1 июля 1864 года их число достигло 25 тысяч человек. Одним предстоял долгий и нелегкий путь по этапу в Сибирь, в знаменитые Петровские рудники, другим – в разные губернии России под надзор полиции. Циркулярным письмом от 28 мая 1863 года Департамент полиции МВД определил конкретные губернии империи, куда надлежало высылать “признанных вредными по политическим стремлениям лиц” из западных губерний и Царства Польского.

В этом списке значилась и Новгородская губерния. Среди ссыльных находилось 9 католических священников (о. Грохольский, о. Волотковский, о. Пиотровский, о. Дубовик, о. Гавельчик, о. Дьяжовский, о. Назаревич, о. Скульский, о. Валестович, о. Тваровский, о. Зелигородский, о. Табенский), так или иначе имевших отношение к минувшему восстанию. Феликс Грохольский, ксендз Радожского костела Гомельского уезда, “в разговорах неоднократно выражал крайнее свое неудовольствие к правительству и высказал надежду на успех поляков в деле их восстания…” Станислав Влодковский, настоятель костела в местечке Цехановец Бельского уезда, был осужден за отказ хоронить тело повешенного мятежниками майора Хлуса.

Антоний Пиотровский, ксендз из местечка Русяты Ковенской губернии, выслан “как вредный и совершенно неблагонадежный в политическом отношении”… Все они были лишены главного дела своей жизни – богослужения в храмах. В эти же годы в Новгороде находился еще один ссыльный поляк, который, будучи сосланным, избежал общей участи соотечественников. Это плоцкий епископ Винцент Попель. О его ссылке сообщили на всю империю петербургские “Биржевые ведомости”. Приезд епископа Винцента Попеля отметили и сами ссыльные.

Славинский 7 ноября 1868 года писал в Екатеринослав Михаилу Еничу: “Приехал епископ Попель из Плоцка, 40 лет, превосходно образован, милостивый, гостеприимный и хороший наставник. Живет недалеко от костела, но в нем бывает редко, ибо там обедни не совершает, а у себя, в особо для того устроенной капличке.” Подробности из жизни ссыльного епископа можно узнать из его переписки, вернее – переводов писем, которые после проверки (ссыльные находились под надзором полиции, в обязанности которой входила и перлюстрация писем – прим. ред.) оставались в канцелярии губернатора.

Переписка эта составила три тома на 502 страницах. Адресатами Попеля были прежде всего родные братья. Интересны первые впечатления ссыльного епископа о пребывании в Новгороде. “Я первый раз в жизни видел здесь северное сияние, которое у нас почти не бывает”; “…на прошлой неделе осмотрел здешний собор (Собор Св. Софии – И. С.). Очень меня заинтересовал. Ему насчитывается более 800 лет. Стены неслыханной толщины, и все расписаны. Осмотрел ризницу. Очень заинтересовали старинные кресты, сделанные из слоновой кости. Имеются изделия из старинных материй (не могу оценить их без специальной литературы). Нигде раньше не видел такой отделки из жемчуга – им обшиты огромные ризы.

В соборе много святых мощей”. Весьма примечательно такое сообщение от 2 декабря 1866 года: “В Польше уже две недели поста, а здесь пост еще и не наступал. Удивительна для меня эта отсталость от всего света. Если бы только постановили несколько лет февраль считать вместо 28 в 30 дней, то сравнялись бы…” В мае следующего года брату Вацлаву епископ описывает свои прогулки по окрестностям Новгорода, по полям, где крестьяне обрабатывали землю и сеяли хлеб. Брату Павлу он рассказывает о близлежащих монастырях и их садах, о немецкой колонии в пригороде.

Родственникам епископа не возбранялось навещать его. Брат Вацлав, невестка Эва с дочерью, племянники Антоний и Игнатий побывали в Новгороде, чем доставили естественную радость и ссыльному, и самим себе. Из писем видно, что по возвращении на родину они еще долго делились впечатлениями о поездке. Ссылка епископа Попеля закончилась в августе 1875 года: императорским указом от 29 августа он был назначен Куявско-Калишским епископом и в сентябре выехал в Польшу. Закончить этот далеко не полный рассказ о ссыльных поляках хотелось бы словами из письма иеромонаха Бонавентуры Гавельчика, который 17 лет провел в Кириллове. Он писал своему брату: “Не грустите, не скучайте и не плачьте, не думайте, что люди русские съедят поляка, как только он у них появится.

С поляками обходятся так же, как мы в Царстве Польском с россиянами, и даже здесь более и более вижу откровенности, любезности, помощи и доброго сердца, чем имеют некоторые из поляков. Верьте мне, когда говорю это вам от сердца.”

Ирина Савинова, сотрудник государственного архива Новгородской области

Добавить комментарий