Cв.месса в память св. Хосемарии Эскрива.

Текст и фото Ольги Хруль

В пятницу, 25 июня, в память(26 июня) святого Хосемария Эскрива, основателя Opus Deicостоялась святая Месса под предстоятельством Архиепископа Павла Пецци и в сослужении священников Opus Dei (Дело Божие) – Прелатуры Sanctae Cructs et Opus Dei (Святого Креста и Дела Божия), викария Архиепископа для России Армянской Католической Церкви протоархимандрита Петроса Есаяна и отцов-салезианцев.

Хосемария Эскрива де Балагер родился в Барбастро (Уэска, Испания) 9 января 1902 года. У родителей Хосемарии Хосе и Долoрес, кроме него было еще пятеро детей: Кaрмен (1899-1957), Сантьяго (1919-1994) и три дочери младше Хосемарии, умершие во младенчестве. Супруги Эскрива дали своим детям истинно христианское воспитание. В 1915 году отец Хосемарии, торговец тканями, разорился. Хосе Эскрива вынужден был переехать в Логроньо, где нашел себе иное занятие. В этом городе Хосемария впервые почувствовал свое призвание: увидев на снегу следы босых ног монаха, он догадался, что Бог ждет от него чего-то, хотя в чем именно заключается его миссия, он еще не знал.

Хосемария приходит к выводу, что, став священником, он скорее постигнет Божию волю о себе. Он готовится к принятию сана сначала в Логроньо, а затем в Сарагосской семинарии. В качестве вольнослушателя он также изучает право в светском Университете. После смерти отца в 1924 году, Хосемария становится главой семейства. Он рукоположен в священники 28 марта 1925 года. Сначала он работает в деревенском приходе, затем в Сарагосе. В 1927 году с разрешения своего епископа он переезжает в Мадрид, чтобы защитить докторскую диссертацию по праву. Там, 2 октября 1928 года, во время молитвенного уединения, он в откровении постигает волю Божию, и основывает Оpus Dei.

Он сразу начал действовать, не пренебрегая при этом своими священническими обязанностями, которые он исполняет чаще всего в кругу больных и нищих. К тому же, он учится в Мадридском Университете и читает лекции, чтобы содержать семью. Он находится в Мадриде, когда вспыхивает гражданская война (1936 г.). Гонение на Церковь заставляет его скрываться, непрестанно меняя убежища. Эскрива совершает свое служение подпольно, пока ему не удается бежать из Мадрида. После перехода через Пиренеи он обосновывается в Бургосе.

По окончании войны в 1939 году возвращается в Мадрид. Там он успешно защищает свою докторскую диссертацию по праву. В последующие годы Хосемария Эскрива осуществляет духовное наставничество среди мирян, священников, монахов. В 1946 году он обосновывается в Риме. Он успешно защищает докторскую диссертацию по богословию в Латеранском Университете. Он назначен консультантом двух Ватиканских конгрегаций, почетным членом Папской Академии Теологии и почетным прелатом Его Святейшества. Он внимательно следит за работой Второго Ватиканского Собора (1962-1965) и общается со многими отцами – участниками Собора.

Из Рима он часто ездит по всей Европе, закладывая основания для деятельности Оpus Dei или содействуя его процветанию. С той же целью между 1970-ым и 1975-ым годами он совершает длительные поездки в Мексику, Испанию и Португалию, в Южную Америку и Гватемалу, во время которых он проводит катехизаторские встречи с огромным количеством людей. Хосемария Эскрива умирает в Риме 26 июня 1975 года.

Тысячи людей, среди которых множество епископов из разных стран (более трети епископов всего мира), приступают к Святому Престолу с просьбой начать процесс канонизации Хосемарии Эскривы. 17 мая 1992 г. Иоанн Павел II причисляет отца Хосемарию к лику блаженных на площади святого Петра в Риме в присутствии собравшихся по этому поводу 300.000 человек. “Осененный божественным вдохновением,- сказал Папа в своей проповеди, – блаженный Хосемария неустанно проповедовал всеобщее призвание к святости и апостольству”. 6 октября 2002. Иоанн Павел II причисляет отца Хосемарию к лику святых.

Святой Хосемария – апостол святости в миру. Он напомнил христианам о том, что все люди могут обрести святость, если они исполняют всю работу и ежедневные занятия в христианском духе. Отец Александр Мень, священник о святом Эскриве (Беседа Творец, вселенная, человек у Михаила Завалова. Запись (ранняя весна 1980 г.)): «Эскрива говорит, что быть христианином не значит жить, как обыватель, как мещанин, как язычник и лишь в воскресенье на пару часов… возноситься духом. Быть христианином, значит быть им всегда, повседневно, в самых обычных ситуациях и вещах.» Юрий Симонов, физик-теоретик, заведующий лабораторией теории ядра и элементарных частиц в Институте теоретической и экспериментальной физики: Хосемария Эскрива призывает нас к смирению и примирению.

Хосемария Эскрива, который сам пережил гражданскую войну и на глазах которого убивали людей, – всегда призывал к миру. Он говорил: «Нужно соединить людей, нужно понять и оправдать их. Не поднимай никогда Креста только для того, чтобы напомнить, что одни убивали других. Он тотчас станет хоругвью дьявола. Христов Крест – это молчать, прощать и молиться за всех, чтобы все пришли к миру». Все мы должны прийти к миру. А вот это стремление объединить людей под сенью Креста – мне кажется очень важно, особенно важно в наше время, особенно важно в нашей стране. Татьяна Горичева. Предисловие к немецкому переводу книги Дениса Хельминга “Следы на снегу” (1986). Татьяна Горичева – современный православный философ, автор бестселлеров “Взыскание погибших” (1982) и “Опасно говорить о Боге” (1983): «Нашему русскому народу, замученному, но не уничтоженному, – остался только один авторитет: старцы (…) Они выходят к нам навстречу как отцы. И как отцы они спасают нас, укрепляют нас, указывают нам путь и заражают нас своей радостью.

В Хосемария Эскрива, с которым я встретилась, читая его книги, я нашла тот же дух, ту же силу и любовь (…) Его труды обращены к тем, кто жаждет доверительного общения. В Хосемария Эскрива я нашла верный авторитет, который не насилует, не порабощает, но воодушевляет и воспламеняет любовью. В нем я нашла отцовство». Евгений Пазухин. Персонализм и универсализм бл. Эскрива, доклад на конференции “Величие повседневной жизни”, Рим, 8-11 января 2002: «Путь – это плод благодати Божией, на которую автор отозвался всем сердцем и всеми своими помыслами. И в то же время эта книга возникла как естественное продолжение его проникновенных пастырских бесед со множеством людей. Отсюда – живая интонация, образность языка, выпуклость и яркость небольших фрагментов, составляющих удивительно цельную мозаическую картину. Недаром, «Путь» за короткий срок приобрел огромную популярность, распространившись до самых отдаленных уголков земли. Книга эта и в самом деле оказалась путем к сердцам и умам миллионов людей.» Евгений Пазухин. Путь преображения, Русская Мысль, 15-21 июня 1995.

Евгений Пазухин – автор религозных и культурных программ на радиостанциях “Свобода” и “Немецкая Волна”. «Духовность Opus Dei не является каким-либо новшеством – она полностью укоренена в евангельском учении. Новым было внедрение ее в абсолютно чуждый ей мир, давно утративший связь с новозаветным мировосприятием. Необходимо было не только напомнить евангельский призыв, но и снять почти полностью закрывшие его многовековые наслоения.

Поэтому в высказываниях отца Эскрива об открывшемся ему пути святости в миру часто слышатся полемические нотки: Стремись к освящению души. – Это я говорю и для тебя. Неужели ты думаешь, что к святости призваны одни священники и монахи? Ко всем относятся слова Господа: Будьте совершенны, как Отец Мой совершен (Путь, 291).

Почти полностью клерикализованное современное церковное сознание, естественно, противится такому обмирщению понятия святости, видя в этом утрату христианской духовности (…)

Бл. Эскрива не только призывал отказаться от исказившей церковное сознание излишней спиритуализации христианства, но шел еще дальше, утверждая высокое значение материи, выдвигая идею христианского материализма». Евгений Пазухин. Христианский материализм бл. Эскрива, Истина и Жизнь, март 1997

«Вместо ставшего уже привычным разделения по религиозным, национальным, культурным признакам, Эскрива провозглашает единство и взаимопонимание не только на основе христианского вероисповедания, но и на основе естественной человеческой склонности к добру, к достойному существованию, к преображающему мир труду». Евгений Пазухин. Жизнь и труды бл. Эскрива, Okeanos, 2000

«Дух, посылаемый Сыном от Отца, пронизал бл. Хосемария Эскрива глубочайшим чувством богосыновства, которое определило не только его учение, но также его характер и поступки. Восприятие Бога как любящего и милующего Отца исключает возможность делать Бога орудием человеческих амбиций и пристрастей, переориентирует учительство Церкви с угроз и запугивания (давно уже не действенных) на светлые и радостные обетования Отца Небесного. В этом – источник бесконечного оптимизма как самого Эскрива, так и духовности Opus Dei. Этим же объясняется душевое обаяние блаженного, его веселость (несмотря на глубочайшие страдания), никогда не покидающий его юмор («истиная святость должна быть веселой») и необычайная естественность всех его проявлений. Отсюда – неприятие любых форм фарисейства и ханжества. Отсюда – охватывающее каждого читающего его труды чувство радости и свободы (…)

Основатель Opus Dei имел дерзновение посмотреть на человека из самых глубин божественной любви и милосердия, увидеть его взглядом Отца Небесного. А сам он стал отцом всех, кто вступил на проложенный им путь следования за Христом. Не случайно, по внушению свыше, духовные дети блаженного начертали на его надгробии только одно слово: Отец». В завершении богослужения архиепископ Павел благословил присутствующих мощами святого.

Добавить комментарий